1 подсказка: чем больше, тем лучше
Мы посоветуем так: нужно заниматься всегда, когда есть возможность и время. Чем больше времени вы тратите на домашнее задание по специальности, тем лучше. Возможно, в выходные дни или каникулы это будет в сумме 2-3 часа (если увлечься и не такое бывает! :)), а в какие-то дни только 10-15 минут.
Главное, не занимайтесь подряд несколько часов! Регулируйте свое время на домашние занятия! (см. пункт 3)
2 подсказка: заниматься каждый день
Дело не в количестве времени, а в том, что надо найти время эффективно позаниматься каждый день, если вы решили научиться играть на инструменте. Не давайте себе слабинки. Без ежедневных домашних заданий результат придет гораздо позднее... или не придет вовсе. День без занятий – редкое исключение из общего правила ежедневных занятий. Музыка сродни спорту. Только ежедневные тренировки дают результат. Не обманывайте себя, что из 16 часов бодрствования за сутки не нашлось 10 минут позаниматься. Они есть всегда, просто мы где-то потратили время или поставили приоритет на другом деле.
3 подсказка: заниматься порциями
Не нужно заниматься сразу подряд 60 минут, а тем более 2 часа. В итоге ваша спина очень устанет, на начальном этапе могут устать даже руки, голова будет уже плохо соображать, а может и вовсе заболеть. В худшем случае, появится мысль, что пора бросать музыкалку. А это нам нужно? Нет :) Занимайтесь порциями. Полезнее же кушать несколько раз в день. Портит свое здоровье тот, кто кушает 1 раз в день и целый тазик. Занимайтесь по 15-20 минут и меняйте виды деятельности, сходите порешайте математику или поиграйте с кошкой, потом еще 15-20 минут, а перед сном найдите еще 15-20 минут. Вот так незатейливо вы набрали 1 час в день.
4 подсказка: заметить повторения
Что же можно успеть за 5-15 минут, скажете вы, когда у нас 2 произведения на 2 листа новой музыки? За это время можно прекрасно отработать маленькую пьесу или ее часть, характерную для произведения фразу, трудное место и т.д. В музыке, как правило, используется очень много повторений или похожих мест с незначительными отличиями. Поэтому, если вы найдете и отработаете отдельные характерные места в пьесе, то у вас могут волшебным образом получиться и другие части музыкальных предложений! Учите по 2-4 такта, только потом двигайтесь вперед.
5 подсказка: план работы
Не думали о том, что можно составить план домашней работы? Включить в него даты, длительность и то, что постараетесь за это время сделать. Это гораздо эффективнее, чем проигрывать каждый день произведение полностью, спотыкаясь на одних и тех же местах, или напряженно играть перед самым уроком часа эдак три. Попробуйте составить четкий план. Эффект будет заметен, даже если вы будете его иногда немного нарушать. ;)
6 подсказка: расставить приоритеты
Поставьте разные приоритеты для разных частей домашней работы по инструменту. Может быть, к следующему уроку следует подучить пьесу, а гаммам посвятить только 5 минут или начать их учить со следующей недели? Посоветуйтесь со своим педагогом, что сейчас важнее и на что нужно обратить внимание в первую очередь.
7 подсказка: разбор по частям
Разбирайте упражнения (гаммы, арпедижио, аккорды) и новые произведения также понемножку. Отдельно каждой рукой, по частям, по тактам, по мотивчикам, конечно, с перерывами на мультик или на разговор с любимой бабулей.
Если вы тратите на разбор нового произведения или упражнения очень много времени – это означает, что вы не владеете навыком чтения нот с листа. Возможно, вам не хватает теоретических знаний для быстрого прочтения произведения. Такой навык любому музыканту надо развивать или вы всегда будете тратить на разбор драгоценное время! Главный совет: чтобы научиться читать ноты, надо упражняться читать ноты. 3-5 минуток в день найдете? Ищите эти минутки! Вам же будет легче! :) Очень важно играть по нотам, а не запоминать сыгранное визуально (например, по клавишам)!
Ремарка: обязательно сразу играйте одинаково по позициям и с правильной аппликатурой.
8 подсказка: налегать на трудные места
Когда вы разобрали произведение, то начинается отработка технически трудных мест. Совершенно бесполезно играть в этот период произведения от начала и до конца. Учите те места, где спотыкаетесь, где не можете исполнить точно. Конечно, приятно играть то, что выучено. Однако, преодолеть трудности и победить преграды – это значит вырасти технически. Как приятно, когда пальцы послушны и, можно легко сыграть произведение полностью!
9 подсказка: тихо едешь – дальше будешь
Далее подходит период учить наизусть произведение. Разделите произведение на части, предложения, фразы, такты, даже мотивы! Проанализируйте, где есть повторения (см. пункт 4) и спланируйте свою работу. Учите наизусть понемножку! Если сегодня у вас не запомнилось, хотя вы повторяли много раз, не отчаивайтесь, попробуйте повторить на следующий день или перед уроком. Вы удивитесь – ваши пальцы уже выучили большую часть или даже все произведение! Просто вчера вы устали, и организм не хотел вас слушаться. Работа никогда не проходит даром, ваш мозг отблагодарит вас за повторения в самое ближайшее время.
Ремарка: Очень важно научиться играть по нотам, а не запоминать визуально то, что сыграл учитель на уроке!
10 подсказка: придумать поощрение
Придумайте для себя поощрение, если вы хорошо позанимались! Можно создать дневник музыкальных успехов (или использовать тот же план из 5 пункта и отмечать успехи там). Для детей, кроме поощрения и похвалы, придумайте игры, в которые можно играть во время выполнения домашних заданий.